Тип и план великорусского жилища

( 22 Голосов ) 

TIPY-i-PLANY

Уже в первом тысячелетии н.э. существовало различие между типами жилищ северной и южной групп восточнославянских племен, а именно: бревенчатые и срубные постройки на севере в лесной полосе и постройки полуземляночного типа на юге, в лесостепной полосе. Это различие привело к сложению устойчивых типов рядового жилья – бревенчатой избы в среднерусских областях и хаты-мазанки на Украине. Но в то время, как на севере этот тип срубно-бревенчатого жилища выработался уже к концу 1 тысячелетия н.э., а может быть и раньше, то на юге еще долго преобладающим типом жилища оставалась полуземлянка.

Стойким этническим признаком, характеризующим различные группы восточных славян, является внутренняя планировка жилого помещения. Она определяется двумя важнейшими показателями: во-первых тем или иным положением диагонали печь-передний угол; во-вторых тем или иным направлением, в которое повернуто печное устье.

 Севернорусский и среднерусский план.

Для Севера и среднерусской полосы Поволжья характерен следующий план избы: изба с сенями стоит перпендикулярно улице, таки образом, что сени расположены за избой. В избе различают переднюю (фасадную) стену, с выходящими на улицу окнами, и заднюю стену, примыкающую к сеням, в которой прорезана дверь. В избе у входа справа или слева расположена печь, обращенная устьем к передней (фасадной, уличной) стене; окно противустья печи (что б хозяйке лучше было видно) называется судним (или судным) окном. По диагонали от печи в переднем углу стоит стол и висят или стоят на особой полке (божица, киот, киёт) иконы. Правое или левое расположение печи не случайно, оно было связано с процессами домашнего женского труда. Так изба с печью налево имела название избы-пряхи, а с печь направо избы-непряхи. Это название присходит от того, удобно или не удобно прясть в той или иной избе. В «избе-пряхе» окна расположены так, что свет на длинную лавку боковой стены, куда кладется прясть падает на прялку удобно, с правой стороны. SEWERТакое же освещение бывало и по вечерам, когда пряли при свете горящей лучины: светец с лучиной ставили обычно против печи и свет падал на сторону прялки или гребня, с которого пряли. В избе-непряхе надо было садится на переносную скамью или светец переносить под палати, что и то и другое было не удобно. Каждый хозяин в старину старался сообразоваться с этим неудобством и построить избу-пряху, с печью налево от входа. С падением домашнего ткачества и прядения этот вопрос утерял свою остроту и в настоящий время уже и сам термин исчезает, а во многих местах исчез вовсе. Термин изба-пряха или изба-непряха был отмечен в Московской, Ярославской, Нижегородской, Тульской губерниях Планировка с печью у входа, с устьем, обращенным к окнам передней стены, и красным углом в дальнем против входа углу, в прошлом типична для великорусских жилищ на огромной территории: весь европейский север, вся среднерусская полоса (исключая области по соседству с Белоруссией, Латвией и Эстонией) и Поволжье.

Восточный южновеликоруский план.

 Для южновеликорусской полосы, т. е. для поземных жилищ (без подклета), характерно иное расположение печи и переднего угла, называемого здесь святым. Сразу же при входе в избу из сеней, во многих районах на юге называемых сенцы, между дверью и передней стеной, выходящей на улицу, расположен передний угол — здесь стоит стол; дальний угол, наискось от переднего, занят печью.WOST JUGNY При положении переднего угла у входной двери окно приходится лишь по одну сторону его, так как угол прилегает к сенцам. В этом основное отличие южновеликорусских изб и хат от всех остальных типов восточнославянского жилища, где почти всегда красный угол освещен с обеих сторон, так как в обеих составляющих его стенах прорезаны окна, — т. е. является действительно красным. В Калужской обл., где в районе р. Оки проходит граница между более древним южновеликорусским положением переднего угла у двери и более поздним средневеликорусским положением его в дальнем от входа углу. В соответствии с тем, куда обращено устье печи, в южновеликорусскойпланировке жилища четко выделяются два типа — восточный и западный. Восточный южновеликорусский тип планировки характерен для большей части центрально-черноземной полосы — для областей Орловской, Курской, Тамбовской и Воронежской и для прилегающих районов Тульской и Рязанской областей. Изба, называемая в южных районах Курской и Воронежской областей хатой, расположена параллельно улице, вход в сенцы — с улицы или со двора, если изба расположена в глубине двора. Из сеней, обычно налево, вход в избу; в избе левый ближний от двери угол — передний, святой угол (в нем обычно помещались божница и образа), в углу стоит стол. В дальнем правом углу, наискось от переднего, стоит печь, устьем обращенная к входной двери; дым из нее выводился по проходящему под потолком над самой головой горизонтальному дымоходу, составленному из гончарных труб, уложенных на жерди. Дымоход над дверью выходил в сенцы, где дым переходил в вертикальный дымарь (кожух в южных районах), обмазанный глиной, но имеющий плетеный или деревянный остов. Пол в избе был обычно земляной, редко деревянный; в обоих случаях называли его земь.

ZAP JUGNY

Западный южновеликорусский.

Западный южновеликорусский тип внутренней планировки жилищ характерен для западной части черноземной полосы, т. е. для Калужской и Брянской областей и для западных частей Тульской, Орловской и Курской областей. В домах этого типа печь, стоящая в дальнем углу по диагонали от святого угла, расположенного у двери, устьем обращена к окнам боковой (в то же время фасадной) стены, идущей вдоль улицы; угол против устья печи носит название подового; почетное место «под образами» называют сутки, так как тут стыкаются внизу две главные лавки — долгая и коник, а наверху — две полицы. Средняя часть пространства от печи до стены с дверью занята дощатым помостом, около 2 м шириной, настланным на срубе из двух вендов толстыхбревен, около 0,33 м высотой (бывал и до 0,75 м), это так называемый «пол».

Для справки: слово сутки (от «с/у/тыкать», смыкаться) было широко распространено в старорусском языке для обозначения места стыка двух каких-либо элементов. Словами сутычки, суточки, сутки называют разные углы в крестьянской избе — передний и печной, место у печного столба, смотря по местности, отсюда и выражения: сидеть в сутках - на почетном месте; деньги, припасы по суткам разошлись - по углам, по хозяйству, туда-сюда. В Московской Руси сутками называли место, где смыкались два звена пограничной засеки. Наконец, отсюда же и наше сутки- смыкание дня и ночи.

ZAPADNORUS

Западнорусский, белорусский и украинский план.

Данный тип планировки господствует, как показывает самое название, во всей Белоруссии, на всем пространстве Украины от Северного Донца до западных склонов Карпат и в западнорусских областях Смоленской, Великолукской, Псковской и в юго-западных частях Новгородской и Ленинградской областей (от их границ с Псковской обл. до линии р. Ловать — оз. Ильмень — р. Луга — Лужская губа). Эта планировка характеризуется тем, что печь расположена в углу у входа из сеней, но повернута челом к боковой стене как в западном южновеликорусском типе, так что входящий в избу видит сразу сбоку от себя печное устье; передний угол помещается наискось от печи в дальнем от входа углу, как в севернорусском типе; между боковой стенкой печи и дальней от входа стеной устраивается на уровне лавок широкий деревянный помост для спанья — пол; над ним у великорусов и белорусов настилаются полати.

      Ряд археологических материалов говорит за то, что более древними являются оба южновеликорусских плана; особенно часто в древних полуземлянках прослеживается восточный южновеликорусский план, тесно связанный с топкой по-черному, так как положение печи устьем к выходу способствовало быстрейшей вытяжке дыма через дверь.
Очевидно, что баня по-черному, являясь по сути прямой наследницей славянского протожилища подчиняется тем же особенностям и закономерностям и восточный южновеликорусский тип плана жилища является для нее доминирующим.