• Баня в Староселье
    Баня в Староселье Конструктивные особенности печи: каменка по-черному квазизакрытого типа, имеющая сродство с каминами, садовыми мангалами или барбекю.
  • Баня в Староселье
    Баня в Староселье Двухкамерный сосновый сруб под двускатной крышей. Восточный великорусский план парилки. Облицовка печи - известняк в стиле "римская кладка"
  • Баня в Новоселье
    Баня в Новоселье Сруб бани из ольховых бревен, облицовка печи шунгитом - основные компоненты идеальной русской бани по-черному.
  • Баня по-черному в Ольховке
    Баня по-черному в Ольховке Конструктивные особенности печи обеспечили самый высокий уровень пожарной безопасности в соответствии с современными СП 7.13130-2013
  • Баня в Староселье
    Баня в Староселье Доминирующий план бани по-черному - восточный южновеликорусский тип плана жилища
  • Этнография бани  по-черному
    Этнография бани по-черному Русская баня по-черному - это одна из граней загадочной русской души.
  • Этнография бани по-черному
    Этнография бани по-черному Уже в первом тысячелетии н.э. существовало различие между типами жилищ северной и южной групп восточнославянских племен
  • Печь по-черному в Ольховке
    Печь по-черному в Ольховке Специально для бани разработан проект печи. Наружная часть печи построена из полнотелого кирпича. Футеровка печи выполнена из огнеупорного кирпича.
  • Печь по-черному в Ольховке
    Печь по-черному в Ольховке За 4 года интенсивной эксплуатации конструкция печи доказала свою высочайшую «живучесть».
  • Этнография бани по-черному
    Этнография бани по-черному Баня по-черному, или курная баня, или влазня по-черному - единственно настоящая русская баня.
  • Баня в Староселье
  • Баня в Староселье
  • Баня в Новоселье
  • Баня по-черному в Ольховке
  • Баня в Староселье
  • Этнография бани  по-черному
  • Этнография бани по-черному
  • Печь по-черному в Ольховке
  • Печь по-черному в Ольховке
  • Этнография бани по-черному

История одной печи или день длиной в столетие.

( 0 Голосов ) 

FOTO О1В феврале 2011 года Гильдия печников СПб по приглашению директора Меншиковского дворца Мещерякова В.В. приняла участие в разборке изразцовой печи. Целый десант из музейщиков, печников и телевизионщиков высадился 7 февраля в петербургской коммуналке на Петроградской стороне. Музейщики присматривали и направляли работу печников, телевизионщики «снимали кино», печники разбирали изразцовую печь. Как оказалось в последствии, дом и квартира и дубовая гостиная, в которой находилась собственно печь, самым непосредственным образом связаны с И.Ф. Алюшинским. Для разрешения вопроса об историко-биографических данных семьи Алюшинских пришлось обратиться к архивным фондам.

Статья об этом писалась «мучительно долго» – почти год. Думаю, что она, по сути, еще не закончена, так как нет полной удовлетворенности в полноте исследования не конструктива печи или архитектурных особенностей печной керамики, но о самом хозяине  - Иване Федоровиче Алюшинском.

Звонок на мобильный телефон. Принимаю вызов.
Пчелкин: – Але!

Мещеряков: – Здравствуйте Виктор Михайлович, с вами говорит Владимир Владимирович Мещеряков, директор Меншиковского дворца.

Пчелкин: - Очень рад вас слышать Владимир Владимирович.

Мещеряков: - Виктор Михайлович, мы хотим просить вас поучаствовать в разборке изразцовой печи.

Пчелкин: - Владимир Владимирович, с удовольствие примем участие, это для нас большая честь. Печники Гильдии помнят прекрасную экскурсию в «печные» фонды музея и выражают Вам и сотрудникам музея признательность. Где же находится эта  печь и когда надо приступать к работе?

Мещеряков: - Печь находится в частной квартире на Петроградской стороне. Квартира после пожара в аварийном состоянии. Печь к счастью уцелела.  Как только даст разрешение КУГИОП, так сразу же и приступим к разборке.

Пчелкин: - Хорошо. Жду от вас известий.


Сотрудничество Гильдии печников СПб и ЛО с Эрмитажем, а именно в Эрмитажный музейный комплекс входит Меншиковский дворец (Васильевский остров, Университетская набережная  д. 15), началось год назад, когда по нашей просьбе Владимир Владимирович Мещеряков  директор, и Анатолий Алексеевич Дутов главный Хранитель, провели для более чем представительной делегации Гильдии печников СПб и ЛО, экскурсию в фонды в части печной керамики, а так же в фонды коллекции «буржуек» и печной фурнитуры. Печники Гильдии помнят прекрасную экскурсию в «печные» фонды музея.

И вот согласованы все формальности работы и назначен день

разборки печи - 7 февраля 2011 г. К тому времени мы подготовили и собрали необходимые для разборки печи инструменты и оснастку: ведра, бадьи, мастерки, кирочки, переноски, удлинители, софиты и пр. и т.п. Утром 7-го дня команда Гильдии прибыла на «объект» в следующем составе: Миркис С.М., Чуриков А.Ю., Сарафанников П.В., Пчелкин В.М.

Изразцовая печь, которую  нам предстояло разбирать под руководством директора Меншиковского дворца и Главного хранителя оного, а так же под бдительным оком телекамеры корреспондента НТВ Константина Борошнева (фото 12) находилась в «погорельной» квартире на третьем этаже дома № 69 по Большому проспекту Петроградской стороны, более  известному, как дом Алюшинского (фото 1). В бытность владельцем участка №69-а и подрядчиком строительных работ выступил Иван Федорович Алюшинский. Дом постройки 1910 -11 гг. по проекту гражданского архитектора Д.Д. Устругова. Фасад дома решен в стиле модерн. Дом выходит на угол Большого пр. и улицы Ординарной башней-эркером, украшенной коническим куполом. Фасады дома выполнены архитектурно ассиметрично: тот фасад, что выходит на Большой, назовем его парадным, выполнен по всей вертикали, от подъезда и до самой крыши, со всем изяществом и гармонией, присущим стилю модерн. Против этого, фасад, выходящий на сторону узкой, в сравнении с Большим  проспектом, улицы Ординарной, выглядит намного проще и практичнее.  

К 1912-му году Иван Федорович Алюшинский проживал и владел домом номер 27 на Большой Пушкарской. Упоминается, что вместе с ним проживал и его отец Федор Сергеевич, который переехал жить к сыну после постройки дома. Однако в декабре 1911 года в возрасте 65 лет Федор Сергеевич умер и был похоронен на Смоленском кладбище. В прошлом Федор Сергеевич Алюшинский  имел контору и  выполнял подряды малярных работ. Никто из сыновей не пошел по его стопам, но, возможно, Федор Сергеевич продал дело и отдал стартовый капитал для Ивана Федоровича, который много его преумножил, занимаясь подрядами на строительные работы. После окончания строительства дома на Большом проспекте Алюшинский переехал по этому адресу в 1913-14 гг., где занял под свою квартиру весь третий этаж. Вместе с ним здесь проживал и его брат Александр Федорович. Всправочниках «Весь Петербург» Алюшинский Иван Федорович упоминается, как почетный гражданин. Алюшинский И. Ф. был состоятельный домовладелец: к 1912-му году за ним уже числились доходные дома по улице Пушкарской, Лахтинской, Эсперова, Предтеченской, по Малому и Большому проспектам Петроградской стороны, на набережной реки Карповки. Можно предположить, что и в дальнейшем Иван Федорович мог бы продолжить успешную деятельность застройщика Петроградской стороны, однако этому помешала сначала Первая мировая война (1914 г.), а, затем и Октябрьский переворот (1917 г.). В Алюшинском сочетались качества не только успешного домовладельца и застройщика, но и финансиста [2,3,4]: он был Председателем Правления «Петроградского общества взаимного кредита», членом правления Преображенского кабельного завода, членом правления Общества Сиверского деревообделочного завода. Помимо успешного предпринимательства Алюшинский занимался общественной и благотворительной деятельностью: был казначеем братства и старостой церкви  «Во имя святого апостола Матфея и Покрова Пресвятой Богородицы» (Пушкарская д. 35, была взорвана в 1932 году), Председателем «Общества оказания помощи сиротам, оставшимся после смерти, проживающим на Петроградской стороне родителей, умерших от холеры». После октябрьских событий 1917 года  Алюшинский не покинул России. О его судьбе в эти смутные времена ничего не известно. Он умер 3 декабря 1922 года в 55 лет от роду, пережив своего самого младшего из братьев Александра на 2 года. Оба похоронены в одной могиле с отцом на Смоленском кладбище Петербурга (фото 2). У Ивана Федоровича было 5 братьев: Владимир, Сергей, Николай, Георгий и Александр. К сожалению, об их судьбе почти ничего не известно, однако, многочисленные потомки рода Алюшинских,  и ныне проживают в Санкт-Петербурге.

FOTO 3 4 5И так нам предстояло разобрать изразцовую печь в интерьерах бывшей библиотеки, стены и потолок которой были богато украшены резными дубовыми панелями. В начале мы даже и не подозревали, что это именно квартира Алюшинского Ивана Федоровича, владельца и застройщика дома, и только дальнейшие архивные исследования позволили установить этот факт. Внешний визуальный осмотр специалистами Эрмитажа Мещеряковым В.В и Дутовым А.А. определил, что для обустройства печи застройщиком был приобретены изразцы производства известного финляндского завода "АБО" (Åbo kakelfabriks aktiebolag (AKF) - Turun kaakelitehdas (TKT). Эта печь фигурирует под № 106 по каталогу-прейскуранту завода уже в 1896 г., а так же упоминается и в каталоге-прейскуранте 1907 гг. (фото 3).  Таким образом, можем предположить, что подобные изразцовые печи, были устойчиво популярны и должны встречаться и в других домах Санкт-Петербурга.

FOTO 6 7 8 9И, действительно, по данным известного петербургского исследователя печной керамики, члена Гильдии печников СПб и ЛО  Андрея Ивановича Роденкова подобные печи в той или иной степени сохранности присутствуют в интерьерах особняка (г. Пушкин, 1914 г. постройки.) шталмейстера двора Е.И.В., сенатора и  тайного советника С. П. Фролова (фото 4), а так же в домах Санкт-Петербурга по адресам: Зеленина, 43 и Сабировская, 35. Печь /камин по Роденкову А.И./  - шатрового типа с так называемым «лемеховым кожухом», который украшен звериными масками, т.е. имеет стилевые характеристики эпохи ренессанса (фото 5).  Ее характеристики из каталога-прейскуранта: высота 12 футов и 1 дюйм, т.е. 3, 64 метра, стоимость печи  - 650 рублей (по каталогу). Печь выпускалась в различных фактурных, терракота или глазурь, и цветовых решениях поверхности изразца (фото 3).

FOTO 10 11Основная  сложность разборки изразцовой печи заключается в том, что наружный декоративный декор крепится к поверхности печи при помощи проволоки, пропущенной через отверстия румпы изразца. Таким образом, демонтаж изразцового декора возможен только с одновременным демонтажем массива печной кладки. Так как для производства печи, включая изразцовый декор, используется глинопесчаный раствор, то поверхность печи перед разборкой подвергается длительному «вымачиванию» - укрывается обильно смоченной в воде рогожей. Иногда для размягчения раствора печи требуется «вымачивать» печь несколько дней. Нам же очень повезло, так как при производстве именно этой печи мастера-печники использовали очень тощий глинопесчаный раствор, который имел низкую марочную прочность и от времени и температуры сделался совсем сыпучим. Возможно имеет место и предположения А.Ю. Чурикова, который при обсуждении работы по разборке печи, заметил: «…Но мне помнится, что при разборке печи заметили, что раствор уже как бы размочен. Печь разбиралась легко не только из-за слабого раствора, но и из-за того, что она была "подготовлена" и размочена при заливке пожара водой. Да, и плюс что долго находилась в помещении с повышенной влажностью после заливки. То есть, даже где не попала вода, то влага проникла и после через щели между изразцами. Мне кажется, что при любом тушении пожаров пожарные направляют гидрант на печь, камин и пространство вокруг, заливая её как возможный очаг возгорания дома. Ведь истинный очаг возгорания будет определён потом, после тушения. Так  и могли "подготовить" печь к разборке…»
Что ж, вполне может быть и так.
Перед разборкой печи производились тщательные замеры и фотофиксация вида печи (фото 6 и 7). Разборка печи велась сверху вниз от навершия до цоколя печи (фото 9 и 10). По праву, главным печным специалистом, который фиксировал внутреннее строение и технологические особенности производства этой печи, был Семен Михайлович Миркис (фото 8). Вот что он пишет: «… Что можно сказать от всего увиденного? Эта изразцовая печь керамического завода «АБО» имеет высокую художественную ценность, и это даже не обсуждается. В этом вопросе уже давно вынесен вердикт специалистами КГИОП и Эрмитажа. Нам же только остается благодарить Бога и Мещерякова В.В., что дали возможность «покопаться» в её внутренностях. Остановимся на конструктивно-технологических особенностях печи.

FOTO 11.21. Печь имеет канальную (6-ти колодезную) последовательную систему дымоходов (фото 16), что свойственно тому времени (типичная схема «голландки»), хотя уже тогда существовала более прогрессивная система Свиязева: один подъемный канал и 5 опускных параллельных каналов, как могло бы быть и в данном случае;

2. Внутренняя кирпичная кладка выполнена красным кирпичом «ПИРОГОВЪ» размером 6 х 3 х 1,5 вершка, а это 267 х 123 х 67 мм, т.е. размеры так называемого казенного кирпича, с футеровкой топливника маломерным шамотным кирпичом «MONOPOLE» с размерами 218 х 110 х 60 мм;

3. Топливник с глухим подом, т.е. без колосниковой решетки и зольника и предназначен для топки только дровами;

4. Печь подключена в своей средней части по высоте шестым каналом к стенному дымоходу сечением 140х140 мм;

5. Печь подключена к стенному дымоходу «на вьюшку», что менее удачно, чем подключение «под вьюшку», так как при этом вьюшка закапчивается и будет пачкать руки; кроме того, при таком подключении нельзя использовать дымовой канал для вентиляции помещения;

6. Печные приборы (дверка топочная и дверка вьюшечная) закреплены стальной проволокой (самый простой способ крепления, но не самый лучший, к примеру, на сегодняшний день существует уже около 7 способов крепления дверок);

7FOTO 12 13. Не совсем обычно выполнена отступка печи от стены (фото 11). Она (отступка – прим. авт.) выполнена из (тонкого не боле чем в 1 мм – прим. авт.) листового железа с ребрами высотой около 50 мм, которые и определяют ширину отступки 50мм. Отступка с таким размером, конечно, малоэффективна, но все же видно, что понимание проблемы по снятию тепла с задней стенки было. Дело в том, что в конце ХIХ века в литературе писалось, что большинство печей у нас делается неправильно, без отступки. Однако в данной печи нижние душники с решеткой для поступления комнатного воздуха в каналы отступки и его циркуляции отсутствовали. Возможно, в какой-то период жизни печи эти душники были замурованы и закрыты деревянными панелями на стенах;

8. Еще всех удивило, что не было традиционного крепления изразцов (проволока, стержни), а всего лишь кое-где были установлены проволочные металлические кляммеры, заправленные в кирпичную кладку. В основном изразцы держались на растворе и за счет того, что в полости больших и объемных изразцов (угловых, карнизных) напускались концы (тычки) кирпичей из печной кладки;

9. Для нас было также удивительным отсутствие прочисток в подвертках. В какой-то момент печь должна была выйти из строя по этой причине.

10. Над топливником между 1 и 4 (фото 14) каналами в перегородке был вырублен кирочкой «подсосный канал» (прогар) размером примерно 60х60 мм. Этот прием и сегодня известен, он позволяет облегчить розжиг печи и несколько выровнять температуру между первыми и последними каналами. Но познавательно, что об этом знали и 100 лет назад;

11. Печь простояла ровно 100 лет (с 1910г.), но использоваться по назначению, как отопительный прибор, она могла, предположительно, первые 20-25 лет по следующим причинам: очень вероятно, что к концу 20-х годов и в начале 30-х дом подключили к централизованному отоплению, кроме того,  большая комната, в которой установлена печь, в какие-то годы (скорее всего в те же) было разделена деревянной перегородкой, которая проходила с правой стороны печи почти рядом, настолько близко, что открыть вьюшечную дверку, и тем более, дотянуться до вьюшки, было затруднительно (практически невозможно), а это в свою очередь не позволяло нормально эксплуатировать и обслуживать печь…»            

FOTO 14Вот что пишет участник разборки печи Чуриков А.Ю.: «…Румпы в изразцах очень качественно заполнены кирпичом, а не просто кирпичным боем, и где возможно были заложены крупные части кирпича. В угловых изразцах я думал просто глиной забито, ан нет, то же пришлось размачивать и вынимать куски кирпича. В общем, в румпах изразцов процентное содержание кирпича больше, чем глины…Мы с уважением относимся к печнику, собиравшему эту печь. Печь не ломалась, не рушилась, а кирпичик за кирпичиком разбиралась и упаковывалась в коробки. Нам печникам было интересно посмотреть устройство печи. Как крепился изразец сто лет назад и многое другое. Да и где и сколько было сажи то же интересно. Удивило, что в топочных дверках не было отверстий для регулировки воздуха. Не было прочистных дверок, задвижек прямого хода…»

Как уже упоминалось, для постройки массива печи использовался красный полнотелый кирпич с клеймом «ПИРОГОВЪ» (фото 15) и шамотный полнотелый кирпич с клеймом «MONOPOLE» (фото 16). По мнению знатока и исследователя кирпичных клейм Смирнова В.Н. кирпич  с клеймом «ПИРОГОВЪ» выпущен на заводе Пироговых Ивана Кондратьевича и Ивана Ивановича. Клеймо на кирпиче  выпуклое, в прямоугольной рамке, нумерация отсутствует, шрифт крупный, высокий. Размер кирпича 6 х 3 х 1,5 вершка, а это 267 х 123 х 67 мм, т.е. кирпич изготовлен в формате так называемого казенного кирпича. FOTO 15 16Огнеупорный кирпич с клеймом «MONOPOLE» возможно выпущен на европейском предприятии, предположительно голландском или германском, точнее идентифицировать не возможно. Клеймо в прямоугольной рамке, вдавленное. Размер кирпича 218 х 110 х 60 мм.  Следует учесть, что Алюшинский И.Ф. - профессиональный застройщик (имел к 1912 году 7 домов в Петербурге, которые сам же и строил, как подрядчик работ) и к тому же еще и профессиональный банкир (Председатель Правления общества взаимного кредита с 1914 года). Почем зря деньги тратить определенно не будет. Дом на Большом проспекте это уже его 7-ой объект застройки. Не думаю, что уж очень экономил, но владел вопросом по строительным материалам: что? где? и почем?, поэтому все же не исключено, что этот шамотный кирпич был выпущен на боровичевских заводах Вахтера. Вот что пишет Смирнов В.Н.: «…Боровичевский кирпичный завод ведет историю с 1855 года, когда Эммануил Нобель (отец Альфреда Нобеля) основал в Новгородской губернии в Боровичах свой первый завод огнеупорных изделий. Затем в 1880 году выходец из немецких промышленников, купец первой гильдии Константин Логинович Вахтер выкупил это предприятие, заложил несколько своих заводов и скупил большое количество мелких частных заводиков в Боровичах. Основав "Товарищество по производству огнеупорных и кислотоупорных изделий, канализационных труб", Вахтер стал владельцем 10 кирпичных заводов в Боровиченском уезде и к началу первой мировой войной его боровичские заводы производили около 40% всех огнеупоров России (колоссальная цифра!!!). Кирпич шел не только в обычные печи, но и на футеровку печей паровозов и судовых котлов, а также обжигательные печи для производства самих кирпичей. Использовал около 20 различных клейм…»

Вот и все. Печь разобрана до основания (фото 13). Изразцы очищены от раствора, пронумерованы и бережно упакованы в транспортные коробки. Какова ее дальнейшая судьба? Вот что сказал в телевизионном интервью Мещеряков В.В.:  «Эрмитаж собирал примерно 10 лет с 80-хдо90-хгодов такое убранство керамическое. У нас порядка 50 комплектов изразцового керамического убранства. И такую печь мы впервые получаем». Свой первозданный вид печь обретет через два года на большой программной выставке в Эрмитаже, где будут заново восстановлены печные раритеты из коллекции музея.

FOTO 17Вместо заключения.
Когда в 60-80-е годы в Санкт-Петербурге происходило активное переселение из коммуналок в «хрущевки» и «брежневки», то изразцовые печи вывозили на свалку буквально самосвалами. Любые, в том числе заводов и АБО, и Ракколаниокского гончарного, и В. АНДСТЕНА, и Кузнецовские изразцы, и Мейсен – оторопь берет. Охранных домов, под протекторатом КУГИОП тогда было всего чуть более сотни. В  1996 году я был  инициатором и исполнителем Программы Музея истории города (Петропавловская крепость) и КУГИОП. Программа называлась «Камины и печи СПб». Работал совместно с нынешним Главным хранителем Меншиковского дворца Дутовым А. А. , он меня познакомил с Мещеряковым В.В., ныне начальником отдела Государственного Эрмитажа «Меншиковский дворец». Мещеряков и Дутов бессеребренники и энтузиасты, и великие ценители, и знатоки высочайшего уровня, и спасители, и хранители, и собиратели керамического убранства печей и каминов, и не только керамических, но и «буржуек» и печной фурнитуры. В СПб собраны три коллекции керамических печей, но именно осознанные (исследованные и изученные) коллекции – в Меншиковском  (Мещеряков) и Петрпавловке (Дутов). Раньше они обходились своими силами, т.е. именно лично сами разбирали печи, выполняя всю «черную» работу: от и до. Нас, Гильдию печников, пригласили, так как посчитали профессионалами, которым можно доверить такую деликатную работу, работу по спасению печи, так как ее буквально надо было спасать после пожара и последующего «евроремонта». Такой «богатой» керамической печи в коллекции Эрмитажа пока не было. На «площадке» были и другие сотрудники музея и КУГИОП, однако именно нам доверили разобрать печь, сначала под присмотром музейщиков, а затем, и полностью доверяя нашему опыту и пониманию процесса, убедившись, что мы много лучше знаем, как это сделать. Семен Михайлович Миркис отметил: «…но с другой стороны, мы рассматриваем наше участие в этом мероприятии, как посильную помощь Гильдии в сохранении исторического печного наследия нашего города С.-Петербурга - культурной столицы России. Для нас это большая честь, что музей нам не отказал в принятии участия в этом мероприятии. Мы и в будущем с радостью будем принимать участие в подобных мероприятиях, которые, к сожалению, являются редким событием. Еще можно добавить следующее, что музейщики и реставраторы на печь смотрят как на произведение искусства, т.е. только на ее убранство. Печь как техническое устройство их мало интересует. А нас печников это очень интересует. Ведь это культурное техническое наследие и кто кроме нас может зафиксировать его технические особенности. Поэтому участие печников, я думаю, в таких мероприятиях даже необходимо…»

Дирекция Эрмитажа высоко оценила скромный вклад питерских гильдийцев в сохранение культурного печного наследия Санкт-Петербурга, прислав на имя Председателя Гильдии письмо с благодарностью (фото 17). 

FOTO 18Еще раз вместо Заключения.

- А, не нашли ли мы какой-либо клад при разборке печи в доме Алюшинского?
- Нет, клада не нашли! Только невзрачный железный буфетный или кладовочный ключ, который случайно завалился сто лет назад за дубовую стеновую панель, рядом с печкой (фото 18). Верю, что ключ нашелся на счастье!

Автор статьи благодарен Миркису С.М., Чурикову А.Ю., Роденкову А.И., Смирнову В.Н. за материалы, предоставленные для написания статьи, а так же за конструктивные замечания и дополнения.

Как связаться с автором:

Пчелкин Виктор Михайлович

моб. телефон: 8 911 707 3637

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

сайт: www.dymbany.ru

Как посмотреть «кино»: www.ntv.ru/novosti/220570/

 

Как построить баню по-черному? Этапы строительства.

  • 1. Баня по черному: принятие решения.
  • 2. Баня по-черному: "против".
  • 3. Баня по-черному: "за".
  • 4. Расположение бани на участке
  • 5. Внутренняя планировка бани
  • 6. Сруб бани по-черному
  • 7. Печь для бани по-черному
  • 8. Обустройство парилки

Принятие решения - самый важный и ответственный шаг в строительстве бани по-черному. Прежде, чем принять решение, нужно всесторонне и взвешенно изучить вопрос, взвесить все «за» и «против». И так, первое что делаем – изучаем вопрос. Для этого есть несколько способов. Самый простой – это Интернет. Ищем специализированные «банные» форумы, зарегистрируемся на них и общаемся с бывалыми практиками и теоретиками банного дела. Таких ресурсов множество, однако, там тусит разночинный, в смысле профессиональной компетенции, пользователь, и относиться к его мнению надо взвешенно. Помните, что ваша задача собрать достоверную информацию, разобраться в хитросплетении противоречивых и взаимоисключающих мнений и суждений. Второй способ, максимально трудозатратный – это поход в библиотеку и проведение углубленного библиографического поиска в разделах «Этнография» и «Печи и печное отопление», и .... получите разочарование от полного отсутствия информации по вопросу обустройства бани по-черному в библиотечных фондах.Именно такое разочарование и удивление я испытал, когда приступил к исследованию этого вопроса много лет назад. 

ПОДРОБНЕЕ...

Баня по-черному – «минусы».
И так, первый минус, и он же самый основной. Баня по-черному – это комплексное не разделимое сооружение, состоящее из парилки и очага (банной печи). Невозможно построить настоящую баню по-черному и потом ее переделать в классическую русскую паровую баню или финскую сауну. Этот процесс глубоко необратимый.
Минус второй. К бане по-черному предъявляются самые высокие стандарты безопасности, которые закладываются уже на стадии проектирования, реализуются при строительстве и неукоснительно выполняются при эксплуатации бани.
Минус третий. Сруб бани необходимо размещать на максимально удаленном расстоянии от других жилых и хозяйственных построек. Впрочем, это требование не является уникальным для данного типа бань. Однако, по сравнению с электрической сауной, которую можно безопасно разместить прямо в городской квартире, это является существенным не конкурентным качеством.

ПОДРОБНЕЕ...

И так, первый плюс, и он же самый основной. Баня по-черному – это комплексное не разделимое сооружение, состоящее из парилки и очага (банной печи). Невозможно построить настоящую баню по-черному и потом ее переделать в классическую русскую паровую баню или финскую сауну. Этот процесс глубоко необратимый. И это не ошибка редактирования и не бессмысленное повторение материала, внимательный и пытливый исследователь банного вопроса. Именно так: основной первый минус – он же основной первый плюс! Из этого следует самый главный вывод: баню по-черному в принципе нельзя построить плохой. Да, да, именно так! Нельзя построить плохой! Она может быть только другой. Баня может быть не похожа на свою соседку, но никогда не будет плохой баней. В ней всегда будет прекрасный «банный» дух и атмосфера, всегда будет прекрасный пар.
Плюс второй. Баня по-черному в «цветной» классификации банных печей относится к печам периодического действия с паровой насадкой открытого типа. Баня и очаг, как уже неоднократно упоминалось, составляют единое целое.

ПОДРОБНЕЕ...

В укладе восточных славян сложилась глубокая традиция располагать все банные постройки на берегу озера, реки, пруда, в общем, на берегу какого-либо водоема и в почтительном удалении от жилых построек. Если у вас нет такой возможности, и вам приходится располагать банное строение в периметре своего дачного участка, то к расположению бани следует отнестись со всей ответственностью. Печи по-черному – это конструкция близкая к открытому очагу, и представляет собой источник повышенной безопасности. Еще Петр Первый своим указом от 1718 года запретил строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ уже распространился и на Москву. И это совершенно правильно: так как при высокой плотности городской застройки наличие такого источника пожарной опасности как курная (черная) печь никак не допустимо. На сегодняшний день ситуация с нормативными документами, регламентирующими строительство дровяных бань для личного пользования не так уж сложна. Таких документов немного. Упомяним эти документы и попытаемся найти в них полезную для нас информацию.

ПОДРОБНЕЕ...

Извините, статья еще не готова!!!

План статьи: Изучаем вопрос о типах славянского жилища. Определяемся с внутренней планировкой бани. Располагаем на плане печь, полки. Определяемся с дымарем или волоковыми окнами. Наиболее предпочтительный вид планировки и почему: безопасность пожарная, удобство эксплуарации и обслуживания. Однокамерная или двухкамерная: особенности конструкции. РОазмеры парилки и бани в целом. Кровля. Предбанник. Трехкамерная!?

ПОДРОБНЕЕ...

Извините, статья еще не готова!!!

Конструкция и размеры сруба бани. Материалы для строительства сруба, стен, полов, потолков, полков, полок, утепление бани. дымоудаление. Сруб бани - цельные бревна: не брус ? не клееное  оцилиндрованное бревно. Тесаное бревно или просто шлифованое. Материал: осина (лучшее), сосна, ель, лиственница (очень хорошо). Пол и потолок - толстая доска - это обязательно. Вагонка внутри совершенно не допустима. 

ПОДРОБНЕЕ...

Извините, статья еще не готова!!!

Еще раз о плане парилки. Конструкция и тип печи. Расположение печи и меры пожарной безопасности. Расположение фундамента. Материалы для строительства печи. Делаем фундамент под печь. Делаем печь. Во главе угла - пожарная безопасность. надежность, ремонтопригодность, качественный эксплуатационные характеристики, внешний вид. Конструкция печи однозначно связана с расположением печи на плане парилки. Брандстенка и защита по толка. Основное - максимальная простота конструкци, максимальный дожиг дров в простанстве топки, безсажевое горение, подача воздуха для горения с наружи? 

ПОДРОБНЕЕ...

Извините, статья еще не готова!!!

Внутренняя отделка парилки. Полки. Сажевые полочки. Лавки и полки. Вода в парилке. Пол, стены и потолок. Освещение. Дымосборники и дымари. Материал для отделки?. Сажевые полочки по периметру парилки - насколько полезно и эффективно - перегре верхней зоны изи-за них вполне возможен. лаки - наоболее оптимально для уборки (подготовки) парилки к использованию. Полки как оноуровневые, так и двухуровневые (вполне допустимо. Однако потолок может быт очень низок, следов., не второго яруса полков. Волоковые окна, дымник, волокоши над дверью. Дымоудаление через окна или двери или дымник. Свесы кровли, кровля, наружные стены над окнами и дверьими. 

ПОДРОБНЕЕ...